Инновационная образовательная деятельность

Опубликовано: 06.12.2014

Закон № 4-З от 14.02.2006 «О государственной поддержке инновационной деятельности в Нижегородской области»

Приказ №241 от 18.03.2010 «Об утверждении Положения о региональной инновационной площадке»

Положение о порядке организации экспериментальной деятельности в ГОУ ДПО НИРО

Методические рекомендации к разработке инновационных форм учебных занятий

Родителям о курсе ОРКСЭ

Опубликовано: 06.12.2014

Комплексный учебный курс

«Основы религиозных культур и светской этики»

v  Основы православной культуры

v  Основы исламской культуры

v  Основы буддийской культуры

v  Основы иудейской культуры

v  Основы светской этики

v  Основы мировых религиозных культур

Уважаемые родители!

В 4 классе в школьную программу включён комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики», главной целью которого является духовно-нравственное воспитание школьника с учётом интересов, культурных особенностей и потребностей его семьи.

Курс состоит из шести отдельных учебных модулей по выбору семьи учащегося.

Это четыре модуля по основам традиционных религиозных культур народов России: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры».

Модуль «Основы мировых религиозных культур» направлен на ознакомление учащихся с историей и культурой основных религий, традиционных для народов Российской Федерации.

Модуль «Основы светской этики» предусматривает изучение и освоение общепринятых в нашей стране норм светской или гражданской этики.

В 2009-2011 годах курс «Основы религиозных культур и светской этики» прошёл апробацию в 21 регионе России, а с 2012-2013 года преподаётся во всех школах. Преподавание основ религиозных культур и светской этики получило поддержку и положительные отзывы родительского сообщества и педагогических коллективов. Курс предполагает новое качество связей семьи и школы, более тесное сотрудничество семьи и школы в воспитании детей как ответственных граждан нашей страны с устойчивыми нравственными убеждениями, ценящих и любящих свою семью, культуру и традиции своего народа, нашу общую Родину — Россию.

Помните, выбор учебного модуля, который будет изучать в 4 классе Ваш ребёнок — исключительно право Вашей семьи, Ваше право!

На специальных родительских собраниях в школах Вы сможете задать учителям и представителям религиозных организаций вопросы о содержании модулей, особенностях учебного процесса, в том числе Вашего участия в нём, Ваше решение должно быть оформлено заявлением.

В своём выборе ориентируйтесь исключительно на интересы Вашего ребёнка, Вашей семьи. Не передоверяйте его администрации школы и даже Вашим любимым педагогам. В школах есть все необходимые ресурсы, чтобы обеспечить Ваш выбор подготовленными кадрами учителей и всеми необходимыми учебными пособиями.

Далее представлены: информация по каждому модулю, наиболее часто задаваемые в связи с преподаванием курса вопросы и ответы на них, выдержки из регламента выбора модулей в школе и образец личного заявления.

Желаем Вам доброго сотрудничества с педагогическим коллективом школы в проведении выбора и главное — в духовно-нравственном развитии и воспитании Вашего ребёнка на основе ценностей и традиций Вашей семьи, народов России нашего российского общества.

Вопросы и ответы о преподавании комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Регламент выбора родителями школьников модулей комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» (2013 г.) (выдержки)

Заявление

Часто задаваемые вопросы о курсе ОПК

Опубликовано: 06.12.2014

Родителям учащихся!

Часто задаваемые вопросы об ОПК

Когда и для кого введен курс «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ)?

С сентября 2012 года во всех субъектах Российской Федерации введен обязательный для изучения в 4 классе средней школы комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики». Курс апробирован в 2010-2011 годах в общеобразовательных школах 19 регионов Российской Федерации.

Для чего нужен этот курс? Какова структура курса ОРКСЭ?

Курс введен с целью формирования у младшего подростка мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

В курсе предлагаются на выбор 6 модулей. Одновременное изучение двух или более модулей курса ОРКСЭ одним ребенком не предусмотрено.

  1. Основы православной культуры,
  2. Основы исламской культуры,
  3. Основы буддийской культуры,
  4. Основы иудейской культуры,
  5. Основы мировых религиозных культур,
  6. Основы светской этики.

Что включает в себя модуль «Основы православной культуры»?

Модуль «Основы православной культуры» – учебная дисциплина не только для исповедующих православие, но для всех, кто хочет глубже понять отечественную историю, литературу и искусство. Кроме того, выбор этого предмета будет способствовать принятию определенных ценностных ориентиров у детей, что в дальнейшем защитит их от различного рода зависимостей, таких как компьютерные игры, социальные сети, табакокурение, алкоголь, наркомания, от половой распущенности.

Модуль учитывает возрастные особенности ребенка и дает оптимальное для усвоения содержание.

Почему модуль «Основы православной культуры» (ОПК) не преподают священники?

Каждый должен быть на своем месте и выполнять свои непосредственные функции. Священник, имея диплом духовной семинарии или духовной академии, может преподавать в духовных школах соответствующие курсы. Для того чтобы священник мог официально работать в муниципальном или государственном общеобразовательном учреждении, он должен иметь педагогическое образование и соответствующий диплом государственного образца. Такие священники есть, но их очень мало. К тому же они, как правило, весьма заняты исполнением своих непосредственных обязанностей.

Возможна ситуация, когда уроки посещают священнослужители, осуществляющие сотрудничество с данной школой. Приход может оказывать методическую помощь преподавателю ОПК, помогать администрации школы в консультировании родителей и в сопровождении педагога. Священник может участвовать в беседах с учащимися (но не проводить уроки по программе модуля), организовывать экскурсии в храме и т.д.

Можно ли в процессе изучения поменять модуль?

В процессе изучения курса ОРКСЭ можно поменять изучаемый модуль. Для этого необходимо написать заявление на имя директора школы, который обязан обеспечить ребенку такую возможность.

В чем заключается культурологическийподход при изучении модуля «Основы православной культуры»?

Религиозное воспитание как таковое не является целью курса ОРКСЭ. Все модули курса основаны на светском культурологическом подходе к их преподаванию. Предмет «Основы православной культуры» отличается от Закона Божия подходом преподавания. Есть вероучительный подход, и есть подход культурологический. Вероучительный подход заключается в том, что от человека, изучающего этот предмет, требуется применение полученных знаний в собственной жизни. Так, например, вероучительный подход требует от учащегося знание молитвы и молитвенного по силам подвига, церковной жизни.

При культурологическом подходе лишь объясняется, почему человек молится, почему он живет церковной жизнью и что в результате этого он получает, что есть добро и что есть зло, а как жить – это уже выбирает сам человек, сам ученик. «Мы просто даем ему возможность выбора, просвещая его» (Игумен Георгий Шестун, доктор педагогических наук, автор книги «Основы православной педагогики», заведующий кафедрой православной педагогики Самарской епархии).

Как и чем можно измерить результативность?

Главный критерий результативности курса духовно-нравственной направленности - качество нравственной жизни человека, его моральный облик, его поступки.

Двоек и пятерок за изучение курса ставить не будут. Этот курс безотметочный, т.к. уровень нравственности невозможно измерять в баллах. В документах будет отмечено, что ребенок изучил курс ОРКСЭ.

Чем родители могут помочь в изучении курса?

Во-первых, родителям нужно ответственно отнестись к выбору модуля в рамках курса ОРКСЭ, понимая, что они выбирают мировоззренческую основу для своего ребенка, на которой он будет строить свою жизнь. Кроме того, этот выбор не должен вступать в противоречие с теми принципами, которыми живет семья.

Во-вторых, непосредственное участие родителей понадобится при подготовке домашних заданий и совместных проектов. Помощь родителей ощущается, если они проявляют интерес к тому, что изучает ребенок.

Может ли разделение на модули стать причиной для вражды?

Разделение классов на группы давно и широко практикуется в школе, например, при изучении иностранных языков. К тому же, все модули без исключения имеют общую стержневую идею (любовь к Родине-России, единство Российского государства, межконфессиональный мир и сотрудничество на общее благо) и общие темы для занятий в начале, середине и конце каждой программы 

Опыт деления учащихся на группы при изучении ими конфессиональных модулей давно практикуется в странах Европы. Например, в Литве при изучении предмета «Религия», в Польше при изучении предмета «Закон Божий», в Германии и т.д.

Нормативно-правовая база федерального уровня

Опубликовано: 06.12.2014

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. № 373 (ред. от 18.05.2015)

"Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования"

Национальная образовательная инициатива  утверждена Президентом РФ 04.02.2010г.

 

«Наша новая школа»

Приказ Министерства образования и науки РФ от 04.10. 2010 г. N 986

"Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений"

Приказ Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010г. № 1241

«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373»

 

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189

«Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями от 29.06.2011 № 85, от 25.12.2013 № 72)

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 июня 2011 г. N 85 г. 

"Об утверждении СанПиН 2.4.2.2883-11 "Изменения N 1 к СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"

 

Приказ Министерства образования и науки РФ от 22.09.2011г. № 2357

"О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт     начального общего образования, утвержденный приказом              Министерства образования  и науки РФ от 06.10.2009г. № 373 "

Письмо Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011г. № МД-1552/03

 

"Об оснащении образовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием"

Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.01.2012г.№ 69

"О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта2004г. № 1089"

 

Приказ Министерства образования и науки РФ от 18.12.2012г. № 1060

«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373»

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 25 декабря 2013 г. N 72  

"О внесении изменений N 2 в СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях""

 

Приказ Министерства образования и науки РФ от 28.05.2014г. № 594

«Об утверждении порядка разработки примерных  основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ» (с изменениями от 07.10.2014г. № 1307, от 09.04.2015г. № 387)

 

 Приказ Министерства образования и науки РФ от 7 октября 2014 г. N 1307

 "О внесении изменений в Порядок разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 мая 2014 г. N 594"

 

Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014г. № 1643

«О внесении изменений в приказ министерства образования  и науки РФ от 06.10.2009г. № 373»

 

Протокол от 08.04.2015г. № 1/15

«Примерная основная образовательная программа начального общего образования»

Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.06.2015г. № НТ-670/08

«О направлении методических рекомендаций по организации самоподготовки учащихся»

 

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

enroll 1 class1fd28   GPiN     zhaloby na shkolnoe pitanie School 1

 tochka rosta   rastim     MONO obyasnyaemRF

           navigator                bessmpolk      goryachliniya          Официальный интернет-портал правовой информации 

           

eye